×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 450

Состоялся круглый стол «Региональная и муниципальная политика и экономическое поведение домохозяйств»

13 ноября 2015 года в рамках проведённой экономическим факультетом ЮФУ Международной научно-практической конференции «Институты и политика модернизации экономики» состоялся круглый стол «Региональная и муниципальная политика и экономическое поведение домохозяйств».

Основной темой дискуссии стало определение таких мер региональной и муниципальной политики, применение которых могло бы способствовать рационализации и гармонизации потребительского и финансового поведения жителей Ростовской области с целями социального-экономического развития региона и местных сообществ.

Модератором дискуссии выступил докторант, к.с.н. Леонид Шафиров, председатель Комиссии Общественной палаты Ростовской области по информационной и молодёжной политике.

В работе круглого стола приняли участие эксперты-практики:

Людмила Зыкова (начальник управления реализации социальных жилищных программ Минстроя РО), Светлана Абдулазизова (вице-президент Торгово-промышленной палаты РО), Наталья Багрянова (зам. директора Департамента потребительского рынка Правительства РО), Лилия Гончарова (начальник отдела экономического анализа и прогнозирования Департамента потребительского рынка Правительства РО), Оксана Лях (советник Управления Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в ЮФО), Людмила Сечкарёва (начальник отдела по работе с региональным госсектором ЮЗБ Сбербанка России»), Людмила Тарасова (зам. исполнительного директора Гарантийного фонда РО»),

а также ростовские и иногородние учёные:

д.э.н., доцент Евгений Капогузов (Омский госуниверситет им. Ф.М. Достоевского), д.э.н., профессор Сергей Левин (Кемеровский госуниверситет), к.э.н., доцент Игорь Пыжев (Сибирский федеральный университет), д.соц.н., профессор Светлана Барсукова (Высшая школа экономики, г. Москва), к.э.н., доцент Иван Розмаинский (Высшая школа экономики, г. Санкт-Петербург), декан экономического факультета ЮФУ д.э.н., профессор Елена Михалкина, д.э.н., профессор Вячеслав Вольчик, к.э.н., ст.науч.сотр. Анна Оганесян, к.э.н., доцент Елена Фурса, к.э.н., доцент Юлия Филоненко, к.э.н., доцент Анна Ермишина (Южный федеральный университет), д.э.н., профессор Владимир Золотарёв, к.э.н., доцент Ирина Рыбчинская (РГЭУ «РИНХ»).

В форме свободной дискуссии участникам было предложено обсудить текущее экономическое поведение домохозяйств жителей Дона при строительстве жилья, при приобретении потребительских товаров, при получении и использовании потребительских и ипотечных кредитов. В рамках обсуждения участниками Круглого стола были сформулированы рекомендации органам власти.

Рынок жилищного строительства и институциональные изменения

По данным Ростовстата, в 2015 году введено в эксплуатацию 2408,7 тысячи кв.м жилья, из них 1544,3 кв.м (почти две трети) построено индивидуальными застройщиками. При этом участники рынка отмечают снижение спроса: не проданными и не востребованными оказалось примерно 20% жилья в новостройках. Данные тенденции имеют место на фоне дискуссий о законодательных изменениях механизма привлечения средств дольщиков при строительстве многоквартирных домов согласно действующему Федеральному Закону N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов...», с целью защиты интересов участников долевого строительства. Проблема, которая может возникнуть в случае отмены долевого строительства, – если основным источником финансирования строительства многоквартирных домов будут банковские кредиты застройщикам, – удорожание построенного жилья (по разным оценкам, в среднем на 15%). В условиях падения платёжеспособности населения, нестабильного спроса на жильё и предполагаемого сокращения объёмов кредитования строительного комплекса – возрастают риски застройщиков многоквартирных домов и инвесторов такого строительства.

Вышеизложенное, а также понимание того, что строительство жилья – триггер экономического роста региона, порождает необходимость поиска механизмов, альтернативных долевому участию граждан в строительстве жилья. В качестве альтернативы строительству многоквартирных домов может быть предложено развитие индивидуального (малоэтажного) жилищного строительства. Для региона может быть актуальной разработка и реализация программы предоставления комплекса мер государственной и муниципальной поддержки ИЖС, осуществляемого как за счёт собственных средств граждан, так и с привлечением кредитных ресурсов банков.

Стараясь экономить и идя по пути оптимизации расходов при строительстве индивидуального жилого дома, жители области зачастую обращаются к ненадёжным подрядчикам, даже зная о рисках, связанных с несоответствием их работ строительным нормам. Крупные компании региона ориентированы на строительство многоквартирных домов. Созданию условий легализации бизнеса в преимущественно «теневой» сегодня сфере ИЖС может способствовать развитие механизма коллективных действий граждан с целью институционализации «официальных» схем взаимодействий граждан с подрядчиками по строительству – индивидуальными застройщиками: объединение индивидуальных застройщиков, формирование коллективных заявок граждан, осуществляющих индивидуальное жилищное строительство, на предоставление товаров, работ и услуг подрядчиков, поставщиков, аккредитованных органами власти, либо ассоциациями застройщиков ИЖС.

Кроме того, росту объёмов ИЖС, по мнению экспертов, способствовало бы предоставление поручительств по кредитам.

Участники круглого стола высказали предположение, что необходимо задействовать сеть многофункциональных центров (МФЦ) для выявления среди жителей региона потенциальных застройщиков ИЖС, для определения административных и иных препятствий ИЖС. Остаётся актуальным вопрос доступности кредитных ресурсов для граждан – застройщиков ИЖС, для чего органам власти необходимо активизировать работу с банками по разработке и предложению жителям области специальных кредитных продуктов, который бы позволил банку кредитовать индивидуального застройщика поэтапно вплоть до ввода объекта в эксплуатацию с последующим оформлением закладной, которая выступала бы предметом рефинансирования. Принципиальная осуществимость разработки таких продуктов осложняется разнообразием видов регистрируемых возможных объектов. Разрешению данной проблемы могло бы способствовать введение перечня стандартизированных проектов, объектов, подлежащих залогу.

В связи с недостаточностью или попросту отсутствием соответствующей детальной информации в разрезе российских муниципалитетов необходимо акцентировать внимание на необходимости проведения систематических опросов, а также интервьюирования домохозяйств региона с целью выявления их структуры доходов, выявления потребностей в улучшении жилищных условий и расширении жилплощади, а также идентификации возможных механизмов снижения трансакционных издержек в сфере жилищного строительства, по мнению застройщиков региона, для определения реальных возможностей адаптации наиболее успешных практик, реализованных прежде иными странами и регионами в данной сфере.

Отмечена целесообразность проведения на муниципальном и региональном уровнях конкурсов, направленных на популяризацию лучших практик ИЖС и малоэтажного строительства, в целях повышения уровня информированности граждан о лучших практиках ИЖС и малоэтажного строительства, а также – создания моральных стимулов для участия граждан в ИЖС.

Потребительский рынок и донские производители

Ростовская область всегда входила в десятку регионов по розничному товарообороту. Однако сегодня модель потребительского поведения ростовчан изменяется, трансформируется в накопительную; структура покупательского спроса оптимизируется за счёт отказа от покупки дорогостоящих непродовольственных товаров, в том числе отказа от покупок в кредит, за счёт сокращения объёмов потребления продовольственных товаров и товаров повседневного спроса. Начиная с 2004 года донские производители, поставщики и потребители, в основном, переориентировались на формат сетевой торговли. Сегодняшние же экономические условия обнажили проблему импортозависимости, очевидна стала проблема импортозамещения: представленность донской продукции в сетевых магазинах Ростовской области, в том числе дискаунтерах, крайне низка. В этой связи решение задачи импортозамещения в новых экономических условиях невозможно без создания и продвижения сильных региональных брендов. Первым этапом в реализации этой задачи стало внедрение системы добровольной сертификации «Сделано на Дону», которая устанавливает значительно более высокие стандарты качества по отношению к действующему законодательству, учитывая требования международных стандартов, и, соответственно, стимулирует производителей к повышению качества и конкурентоспособности своей продукции. Система действует уже два года и претендует на то, чтобы стать важнейшей составляющей стратегии развития области, его создание – результат упорной работы большого числа людей, которые нацелены на достижение Ростовской области уровня региона с эталонным качеством выпускаемой продукции, и, соответственно, и высокого качества жизни жителей области. Популярность бренда с каждым годом растёт – за 2015 год программа добровольной сертификации увеличила свою аудиторию более чем в два раза – с 18 до 40%. Около половины респондентов заявили, что, при прочих равных условиях, они готовы отдать предпочтение донской продукции. Почти 70% населения демонстрируют свою поддержку идее дополнительной поддержки донских предпринимателей. Необходимость включения в Стратегию 2030 задачи по продвижению бренда «Сделано на Дону» на региональном и межрегиональных уровнях обсуждалась в рамках губернаторской экспертной площадки 2 сентября 2015 года. В ближайшее время планируется утвердить «Дорожную карту» по реализации концепции продвижения СДС «Сделано на Дону», предполагающую, в том числе, расширение перечня объектов добровольной сертификации за счёт услуг общественного питания, а также реализацию мер, направленных на популяризацию и информационное сопровождение Системы.

Учитывая остроту вопроса существования предложения продукции местных товаропроизводителей, наличия и доступности кредитных ресурсов для её производства, вопросы ценовой политики и логистики, необходимой рекомендацией, на которой сошлись участники дискуссии, в данном аспекте стало развитие взаимодействия с крупными предприятиями промышленности для реализации продукции местных товаропроизводителей. Возможные меры включают:

– поддержание вертикальной интеграции между местными товаропроизводителями – создание своих сетей магазинов, которое могло бы способствовать наращиванию «своего» сегмента покупателей;

– стимулирование потребительского спроса граждан на местную продукцию, повышение её привлекательности и узнаваемости покупателем посредством участия в специально организуемых ярмарках, на которых можно приобрести продукцию фермеров области. В качестве отдельной меры, которая могла бы положительно сказаться на спросе жителей региона на товары, произведённые на Дону, эксперты предложили рассмотреть организацию торговли такими товарами на крупных промышленных предприятиях области, в крупных учреждениях социальной сферы.

Целевое кредитование как фактор регионального развития

В ходе дискуссии подчёркнута важность построения и поддержания долгосрочных партнёрских отношений между банковским сектором, населением и органами власти для предоставления гражданам целевых кредитов на газификацию, оплату медицинских и образовательных услуг, развитие личных подсобных хозяйств, строительство и ремонт жилья на согласованных между органами власти и банками условиях.

Заключение соглашений между органами власти, банками, домохозяйствами, работодателями о предоставлении образовательных кредитов также было рекомендовано экспертами. В этой связи актуальным представляется вопрос возможности создания организации, способной предоставлять поручительства за индивидуальных заёмщиков по банковским кредитам, что аналогично Гарантийному фонду, оказывающему такие услуги для бизнеса.

Финансовое планирование и домохозяйства

Отдельное внимание обратила на себя проблема низкой финансовой грамотности среди молодёжи. В рамках совместного пилотного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» программы по повышению финграмотности граждан РФ реализуются на эпизодической основе совместно с регионами, однако систематически реализуемой на регулярной основе программы повышения финграмотности среди подрастающего поколения не существует. Между тем, по данным обследований, лишь около 38% россиян обладают достаточным уровнем базовых знаний по финансовой грамотности, а свыше 60% россиян считают банковские услуги чрезвычайно сложными и непонятными.

Участниками дискуссии были предложены такие возможные шаги в направлении решения данной проблемы, как:

– размещение на сайте Центрального Банка программы теста по оценке уровня финансовой грамотности;

– регулярное опубликование рейтингов регионов по финграмотности;

– реализация пилотных проектов по разработке уполномоченными муниципалитетами экспертами финансовых планов для жителей региона, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Институциональный мониторинг: эксперты и общественность

Представляются необходимыми и целесообразными организация и проведение на базе экономических факультетов вузов Ростова-на-Дону и области регулярного институционального мониторинга, направленного на выявление действующих в различных сферах экономики правил, отражающих реальное, а не формально декларируемое, функционирование институтов. Этот мониторинг должен быть ориентирован на понимание существующих социально-экономических проблем, на основе которого можно было бы разрабатывать предложения по институциональным изменениям.

Институциональный мониторинг может осуществляться специально создаваемыми малыми рабочими группами, которые будут проводить глубинные интервью, а также – включённые наблюдения и анализ документации.

Результаты мониторинга должны доводиться не только до руководящих работников, но и до широкой общественности. На базе распространённой среди общественности информации, необходимо организовывать обсуждение исследованных проблем. К такому обсуждению целесообразно привлекать представителей тех социальных групп, которые непосредственно затронуты исследуемыми проблемами.

Такой институциональный мониторинг, проводимый на постоянной основе, должен стать неотъемлемой частью постоянной корректировки и совершенствования функционирования действующих институтов, для консультирования о порядке проведения предполагаемых разрабатываемых реформ.

Последнее изменение Вторник, 15 марта 2016 19:57

instagram Econsfedu


Brilliant Instajoom

The access_token provided is invalid.

 

 

Back to top